аудитор-предприниматель

Корсун Сергей Владимирович

Минск

Могилёв

Гомель

Бобруйск

Гродно

Брест

Борисов

Москва

Молодечно

Витебск

Орша

Вильнюс

Как пережить кризис. Советы аудитора

По моим ощущениям, то, что сейчас происходит у нас, напоминает 1998 год. Тогда был быстрый спад и очень долгое восстановление.
Так будет и в этот раз. Наверное, 2016-2017 годы будут самыми тяжёлыми. На уровень жизни 2012 года мы возможно выйдем в 2019-2020 годах.
Кризис – это новые возможности, это шанс изменить жизнь, поменять бизнес, очиститься от проблем! Кризис рано или поздно пройдёт, и уверенно чувствовать себя будут только те, кто движется вперёд.

Совет первый: Планируйте доход фирмы на неделю и месяц вперёд через совет руководителей подразделений
Обсуждение по четвергам плана работы на месяц, который корректируется каждую неделю. В плане, помимо текущих задач, прописываются стратегические действия, а также квоты – запланированный объём результативности каждого подразделения. К примеру, в отделе продаж квотами являются продажи услуг; для финансового департамента – квоты по сбору дебиторской задолженности и т.д. Благодаря тому, что появляются спланированные объективные цифры и на них постоянно направляется внимание, вероятность, что план будет выполнен, намного увеличивается.
Плюсом в таком планировании является и то, что информация для всех топ-менеджеров открыта: они знают текущий доход компании, и при прогнозировании прибыли ищут дополнительные источники.

Совет второй: Не делайте резких движений
Не работайте на склад или на отгрузку, не плодите огромные суммы дебиторской задолженности, особенно по предпринимателям и неизвестным фирмам-нерезидентам. Увеличение оборота без адекватного финансового потока вместо увеличения объёма прибыли при снижении рентабельности приводит к вымыванию собственных оборотных средств. Клиенты задерживают платежи, и получается, Ваше время и Ваши ресурсы вместо превращения в живые деньги превращаются в кредитование всех и вся.
Учтите, что подача исков в суд, взыскание долга и пеней через налоговую инспекцию, ФСЗН, судебного исполнителя, нотариуса маловероятно, поскольку большинство предприятий закредитованы и не держат на счетах большие суммы денег.
Выход: Займитесь дополнительным и сопутствующим бизнесом.

Совет третий: Оценивайте доходы и расходы с точки зрения возврата инвестиций
Например, если Вы решили купить новые кожаные диваны в офис, подумайте, как это вложение окупится или сколько Вы заработаете с него. К примеру, в консалтинге внешний вид компании имеет огромное значение, поскольку главное, что мы продаем - это наш профессионализм и компетентность. Клиент, придя в офис, увидит красиво улыбающихся сотрудников, безупречный внешний вид офиса, красивые кожаные диваны. У него сложится благоприятный образ компании, и он будет расположен к сотрудничеству. Если в офисе практически не бывает клиентов, то наверняка инвестиция окупится не скоро, если вообще окупится.
Если Вы будете использовать средства сразу после их прихода и закрывать ими возникающие “пожары”, то и речи об инвестиционном подходе идти не может. Методика принятия решений: поэтапный процесс.

Совет четвёртый: Рассчитывайте точки безубыточности каждую неделю
Каждый разумный руководитель задумывается, какого размера должен быть доход фирмы, чтобы его было достаточно для её развития и роста.
Увидеть это поможет анализ точки безубыточности - расчёт, в котором перечислены все статьи расходов компании по подразделениям. Для каждой статьи указана сумма, которую компания тратит в среднем на данный вид расходов. Если средний доход превышает эту сумму, бизнес получает возможность не только покрывать свои самые обычные расходы, но и быстро расширяться. Если же средний доход ниже точки безубыточности, компания еле выживает, так как не хватает средств даже на покрытие обязательных расходов организации: заработная плата, аренда офиса, продвижение товаров и услуг, организация рабочих мест и пр. В этом случае следует сразу искать источники для снижения расходов.
Таким образом, можно оптимизировать расходы и не взять на себя неразумные обязательства. Зачастую в такой ситуации компания начинает накапливать неоплаченные счета. Возьмите за правило выделять на оплату таких счетов определённый процент валовой выручки, пока большая часть счетов не будет закрыта. Вместо того, чтобы искать деньги на уплату налогов, зарплаты, аренды, заранее (за 2-3 недели) планируйте выделение средств на первоочередные платежи.

Совет пятый: Радикально сократите второстепенные расходы
Зарплаты занимают 20-90% расходов компаний. Поэтому в кризис директор фирмы или сокращает людей (отправляет их в неоплачиваемые отпуска, переводит на сокращённую рабочую неделю, берёт на сезон), или платит им меньше. Это болезненно. Но другого пути нет.
Вы ничего не добьётесь, если урежете расходы на телефонные звонки, подписку на прессу, аудит, семинары или чай, кофе, воду, печенье, папки и скрепки для работников. Условно-постоянные расходы нужно сокращать радикально: вывод на аутсорсинг ряда функций (бухгалтерия, юристы, программисты, охрана, транспорт), сокращение до минимума ремонтов и обновления оборудования и хозяйственного инвентаря, тепло- и энергосбережение и т.д.

Совет шестой: Овердрафты, кредиты или займы должны быть целевыми
Каждый раз, когда у Вас возникает желание взять кредит, спросите себя, действительно ли заёмные средства решат вашу проблему и покроют дефицит денег в бюджете. Это значит, что Вы должны четко понимать, почему проблема возникла. Бывает, не хватает средств на арендную плату.
Однако через какой-то промежуток времени вновь возникает та же ситуация, требующая нового вливания денег. Самым главным упущением в этой ситуации является то, что у нового вливания средств в организацию нет конкретной цели - оно не направлено на устранение главной проблемы. Нет дохода, потому что нет продаж; нет продаж, потому что количество заявок на услуги, пришедших с маркетинга в этом месяце упало на 40%.
Так куда разумнее инвестировать заёмные деньги: на арендную плату, чтобы в следующем месяце еще раз брать кредит, или на продвижение? А ведь именно маркетинг приносит доход компании, способствуя ее росту. Поэтому необходимо установить правило, в соответствии с которым средний еженедельный расход на продвижение должен быть не менее определённого процента от поступлений выручки (10-15%).

Совет седьмой: Сократите инвестиции
Сейчас стоимость коммерческой недвижимости заметно упала. Но выгоднее арендовать офис и склад, чем строить или приобретать новый, поскольку отдача от капиталовложений уменьшилась, а свободных денежных средств не хватает.
Если всё же решились прикупить себе недвижимость, торгуйтесь, покупайте, но не тратьте всё до копейки. Обязательно оставьте хоть что-то на чёрный день - под матрасом или в банке: часть в валюте, часть в рублях.
В настоящее время стоит задача выжить, а не расширять свою деятельность – поэтому срок отдачи от всех дорогостоящих проектов следует резко сократить, иначе в случае банкротства по инициативе кредиторов Вы не сможете вернуть средства, израсходованные на отдалённые цели.

Совет восьмой: Создавайте резервы
Мало кто из владельцев компаний задумывается над созданием денежных резервов. Нужно иметь подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств. Случиться может всё, что угодно: выйдет из строя оборудование, с Вашим имуществом произойдёт что-то, что не позволит компании функционировать. Как правило, чтобы получить деньги от них, требуется время. Вряд ли получится получить нужную сумму с депозитного счёта сразу. Правильнее всего хранить деньги в банковской ячейке. Хотя деньги должны работать и приносить прибыль, в данном случае важнее, чтобы деньги были доступны в любой момент.
Чем больше фирма, тем больше должны быть её денежные резервы. Откладывайте от ежемесячного дохода всего 1% в резервный фонд и через год-полтора у Вас будет достаточно средств, чтобы автономно выжить без каких-либо существенных доходов 2-3 месяца. Кроме того, когда накапливается достаточное количество денежных резервов, Вы можете инвестировать их в новые бизнес-проекты или покупку собственности для бизнеса.

Совет девятый: Не бросайте бизнес
Сейчас предложение товаров и услуг на рынке превышает их платежеспособный спрос. И терять рыночную нишу стоит, только если у Вас есть более перспективные и окупаемые варианты ведения бизнеса. Но нужно понимать, что, когда вы уйдёте с рынка, дверь закроется и обратного хода не будет.
Если вы остались без бизнеса, то проинвестируйте своё время в обучение и стартапы. Учите иностранные языки - это помогает держать себя в форме, не падать духом.

Совет десятый: станьте лягушкой, которая постоянно стучит лапками
Нужно исповедовать сдержанный оптимизм. Не смотрите телевизор, не читайте газеты (кроме деловых).
Если бы не новости, то Вы бы не узнали, что где-то кризис. Больше работайте, и Вам некогда будет думать, кто и сколько потерял. Все что-то теряют. Но, как говорят мудрые люди: “Спасибо, Боже, что взял деньгами”.
И запомните: выбора нет — чтобы выбраться и не утонуть, вам придётся стать лягушкой, которая постоянно стучит лапками, превращая молоко в сметану.

Velcom

+375 (29) 338-45-79

МТС

+375 (29) 854-59-73

ул. Притыцкого, д.48, кв.370, предместье Тиволи, г. Минск, 220121, Беларусь

Индекс цитирования Rating All.BY