тел.: +375 29 3384579, 8545973
e-mail: auditor001@yandex.by
аудитор-предприниматель
Минск
Могилёв
Гомель
Бобруйск
Гродно
Брест
Борисов
Москва
Молодечно
Витебск
Орша
Вильнюс
Поскольку процесс закрытия предприятия продолжителен, сложен и весьма специфичен, проведение аудита предприятия необходимо уже на этапе принятия решения о ликвидации.
При ликвидации предприятия задачами аудитора являются:
- оценка потенциальной возможности предприятия продолжать свою деятельность. О необходимости ликвидации можно говорить только при наличии значительных и продолжительных убытков от основной деятельности фирмы, неблагоприятных обстоятельств (отрицательные чистые активы – превышение долгов над активами предприятия, наличие судебных исков, хищения, потеря основного поставщика или рыночной ниши);
- сверка подлинности всех показателей, которые заявлены в бухгалтерской отчетности с реальной ситуацией в организации;
- поиск возможных ошибок в представленной документации с целью защиты интересов как собственников, так и кредиторов, чтобы не была занижена номинальная стоимость всего имущества и обязательств предприятия.
Даже предприятие, организованное в сравнительно простой форме ООО, не может прекратить свое существование в одночасье, исключительно по желанию учредителей.
Для успешной ликвидации необходимы следующие процедуры:
• 1) Проверка расчётов по налогам и обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах
Во-первых, организация должна подтвердить, что ничего не должна государству, поэтому важным этапом аудиторского сопровождения предприятия при ликвидации является сверка всей налоговой отчётности и выплат в социальные фонды. Столкновение с налоговой инспекцией, требующей выплатить все налоги до последней копейки, может потребовать особых усилий: направления запросов, официальных писем и разъяснений.
• 2) Расчёт с кредиторами (по возможности)
• 3) Контроль оценки имущества
При ликвидации предприятия возникают две стороны, заинтересованные в получении прибыли — это кредиторы и собственники предприятия. Ликвидатор обязан, с одной стороны, обеспечить исполнение всех законных требований кредиторов, а с другой — проследить, чтобы стоимость имущества, принадлежащего компании, и её активов не была занижена. Выполнение последнего условия крайне важно для владельцев предприятия.
• 4) Составление промежуточного ликвидационного баланса
После проведения взаиморасчётов ликвидатор составляет баланс предприятия и согласовывает его с органом, в котором предприятие было зарегистрировано. После чего ликвидационный баланс должен быть утверждён на общем собрании акционеров или учредителей.
• 5) Составление итогового ликвидационного баланса. Распределение оставшегося имущества предприятия между учредителями
Если баланс предприятия оказывается положительным, то на ликвидатора ложится обязанность грамотно и в соответствии с законодательством Республики Беларусь перевести активы на частных лиц — владельцев компании — и разделить собственность предприятия между учредителями пропорционально их вкладам в уставной капитал предприятия, а также уплатить налог на прибыль (подоходный налог с физических лиц) с суммы превышения выплаты над суммой вклада.
Аналогичные процедуры производятся и при ликвидации предприятия по причине банкротства.
Возложение функций ревизионной комиссии (ревизора) на аудитора способствовало бы выявлению неплатежеспособности устойчивого характера и своевременной подаче заявления должника о банкротстве.
Непроведение аудита при наличии проблем в учёте и налогообложении рассматривается правоохранительными органами как обстоятельство, свидетельствующее о бездействии, способствующем банкротству предприятия исходя из установленных фактических обстоятельств.
Согласно ч.2 ст.11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З “Об экономической несостоятельности (банкротстве)” (в редакции Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 104-З) если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Поэтому если вы как собственник бизнеса не хотите по решению экономического суда своим личным имуществом погашать кредиторскую задолженность и недоимку налогам, до проведения налоговой проверки обратитесь за проведением аудита с целью уменьшения риска возложения на вас субсидиарной ответственности.