тел.: +375 29 3384579, 8545973
e-mail: auditor001@yandex.by
аудитор-предприниматель
О своих коллегах неэтично высказывать критические мысли, но проблем и мифов, связанных с аудитом, хватает.
Миф 1. Дорого – значит качественно.
В белорусских аудиторских фирмах цена на услуги начинается от 70 и достигает 500 долларов за человеко-день работы. При этом аудитор получает 10-15% этой суммы, остальное (после уплаты единственного 10% налога) достаётся руководству фирмы. Кроме того, нередко в цену включены неплохие суммы на подкуп должностных лиц клиента (за «победу» на тендере), отступные налоговым органам и прочие непредвиденные затраты.
О качестве говорить не приходится – или проверка по тестам «состояния системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля» без конкретных результатов, данных и рекомендаций для бухгалтерии; или надёрганные типовые несущественные якобы нарушения (имитирующие проделанную работу) с последующей «отмазкой» от наездов налоговиков, у которых никто не отменял план по штрафным санкциям.
Давно стало нормой, что зарплата аудитора с 70-часовой рабочей неделей меньше, чем получают главные бухгалтера, имеющие штат помощников для выполнения рутинной работы. Прибавьте постоянную гонку из-за сверхсжатых сроков, командировки до 60% годового рабочего времени, хронические недосыпания, споры с клиентами, и здоровый аудитор является редкостью.
О невысоком качестве аудита и неудовлетворённости клиентов говорит повторное (на следующий год) проведение аудита лишь у 20-30% клиентов, в остальных случаях клиенты ищут другую фирму, намучавшись с аудиторами. Редко где клиенты могут похвастаться аудитом, который привёл к улучшению учёта и повышению эффективности работы предприятия. В итоге большинство клиентов стремятся к «покупке» аудиторского заключения с минимальными издержками, зная, что от аудиторов толку будет мало.
Миф 2. Индивидуальный подход к клиенту.
На практике в большинстве аудиторских фирм господствует поточный метод, отношение к клиенту как к объекту раскручивания.
Индивидуальный подход подразумевает точную диагностику состояния учёта клиента, настройку его учётно-бюджетного процесса в удобные для бухгалтерии сроки.
Аудиторы, работающие в аудиторских фирмах, предлагают набившие оскомину формальные подходы к работе (бессистемное выдёргивание фактов вместо скрупулёзного поиска причин искажений), не терпящие альтернативных решений, налогового планирования. Массовым явлением стало многодневное и дорогостоящее для клиента изучение аудиторами кассовых документов, банковских платёжек, накладных, ведомостей на зарплату – с целью выявления отсутствующих подписей, некритический анализ учётной политики, обзор плана счетов с копированием всевозможных нарушений из предыдущих аудиторских отчётов. Главное – отбыть положенное количество человеко-дней, а о качестве и эффекте для клиента можно забыть.
Миф 3. Квалифицированные специалисты.
Клиенты сомневаются, могут ли молодые специалисты справиться с ответственной работой аудитора. Фактически в штате аудиторских фирм в большинстве своём остались молодые аудиторы (никогда не работавшие главными бухгалтерами и не чувствующими всей сложности этой работы), либо циничные бывшие налоговые инспекторы-ревизоры, ненавидящие главных бухгалтеров и не желающие учиться новому и элементарно думать вместе с клиентами.
По сравнению с работниками бухгалтерских служб аудиторам не хватает времени и средств на чтение экономических журналов и газет, посещение семинаров (а ежегодные курсы повышения квалификации превратились в малоэффективное имитирование учёбы). Тем более некому заниматься анализом ошибок, изучением и внедрением полезного опыта.
Миф 4. Аудитор в ответе за всё.
Аудитор согласно типовым договорам на проведение аудита несёт материальную ответственность за недостоверность аудиторских заключений и неверные письменные рекомендации, изложенные в отчёте о результатах аудита.
Фактически многие фирмы дают всем клиентам типовое условно-положительное заключение, лишь бы не был превышен уровень существенности. А рекомендации будут обтекаемыми вроде “внести исправления в учёт” и “сдать уточнённые налоговые декларации”.
Разве за расплывчатые формулировки могут с аудитора взыскать убытки?
А бухгалтеры за нанесённый государству ущерб отвечают согласно статье 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путём сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путём уклонения от представления налоговой декларации (расчёта) или внесения в неё заведомо ложных сведений, повлёкшее причинение ущерба в крупном размере (21-52,5 тыс. руб.), наказывается штрафом, или лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.
Те же действия, повлёкшие причинение ущерба в особо крупном размере (более 52,5 тыс. руб.), наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения.
Аудитор же может всего лишь потерять свой квалификационный аттестат (с правом пересдачи через 1 год) в случаях:
- нарушения требования о подтверждении квалификации
- выдачи (подписания) заведомо ложного аудиторского заключения;
- несоблюдения принципов независимости и конфиденциальности;
- осуществление иных видов предпринимательской деятельности, кроме осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг;
- непредставления всей необходимой для проверки информации (документов), в том числе в электронном виде, при проверке соблюдения законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности;
- установления фактов систематического (2 и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушения аудитором требований законодательства об аудиторской деятельности.
Миф 5. Всё для блага клиента.
Фактически аудиторы заняты бумажной работой – оформлением “рабочей” документации для прикрытия любых возникающих проблем (“мы же действовали в соответствии с действующими методиками”).
Часто аудиторы рекомендуют провести восстановление учёта, замену главного бухгалтера, смену бухгалтерской программы. В итоге клиентов ждут осложнения, кадровая чехарда, дополнительные расходы. Так ли это нужно и стоит ли во всём слушать аудитора, решать должен главный бухгалтер.
Только подвергшись аудиторской проверке, клиент понимает, что все эти переговоры с многочисленными обещаниями помочь, решить, согласовать – были простой психологической обработкой с целью продажи аудиторских услуг по максимально завышенной цене. Кроме стоимости аудита, клиентам приходится возмещать командировочные расходы, оплачивать юридические консультации и работой «горячей линии» аудиторской фирмы.
Советы эксперта:
1. Задавайте аудитору как можно больше вопросов, чтобы понять суть своих проблем и возможные методы их исправления.
2. Не доверяйте мнению только одного специалиста – продублируйте анализ ситуации как минимум ещё в одном месте, а лучше в двух и разных.
3. Просите аудитора обосновывать все выводы (содержащиеся в отчёте), результаты аудиторских тестов.
4. Если вам нужен аудитор, выберите фирму или аудитора, которые специализируются на проверках в вашей отрасли – обычно аудит, проведённый профильными специалистами, приносит лучший результат.
5. Если вам предстоит аудит, обсудите с аудитором ситуацию в учёте и убедитесь, что он чётко знает, что намерен делать. Взвесьте все возможные осложнения, сравните их тяжесть с предполагаемым положительным эффектом и делайте правильный выбор. Не тратьте свои деньги напрасно!