тел.: +375 29 3384579, 8545973
e-mail: auditor001@yandex.by
аудитор-предприниматель
Аудит достоверности учёта и отчётности при покупке (продаже) предприятия проводится в случаях, если:
- Вы планируете продавать или покупать предприятие и Вам необходима достоверная оценка активов и обязательств;
- Вы планируете реорганизацию (слияние или поглощение) предприятия;
- инвестор требует подтверждение учёта и отчётности требованиям законодательства.
Основные причины неудовлетворённости большинства покупателей приобретёнными предприятиями:
- покупка предприятий часто носит быстрый и эмоциональный характер, без должного анализа деятельности компании;
- очень часто покупатели верят продавцам на слово;
- после продажи бизнеса старый собственник забирает с собой основных работников и клиентов, а иногда открывает подобный бизнес;
- после продажи выясняется, что купленное предприятие имеет налоговые и юридические риски, которые ложатся на покупателя;
- часто отсутствует заявленное на балансе компании имущество;
- не проводится анализ на предмет прибыльности компании в долгосрочной перспективе.
- неверная оценка возможных прибылей и рисков и делают в результате не оправданные покупки, рискуя серьезными капиталами.
Что нужно предпринять покупателям предприятий в Беларуси, чтобы не потерять деньги или сделать неоправданное вложение капитала:
1. Сделать свою оценку стоимости компании (выгоднее сделать бизнес с нуля) с учётом определения способности предприятия приносить доход.
Цель - проверка объективности запрашиваемой продавцом цены объекта продажи.
В ходе финансовой экспертизы анализируются структура активов и пассивов, доходы предприятия, характер и объём денежного потока, степень прозрачности и достоверности учёта. При необходимости или большом объёме работы привлекаются аттестованные оценщики.
2. Провести реальную инвентаризацию имущества;
3. Провести поиск скрытых долгов, поручительств, которые могли не войти в официальную отчётность покупаемого предприятия;
4. Определить все возможные претензии, суды, иски к компании, после вашей покупки, и принять меры для минимизации Ваших рисков;
5. Проанализировать деловую репутацию, рыночную нишу предприятия, её конкурентные преимущества (маркетинговый аудит), поскольку прежний собственник не может самостоятельно справиться с существующими проблемами (спад продаж, сокращение оборота);
6. Провести проверку риска предъявления претензий со стороны налоговых органов за 3 последние года (предельный срок наложения штрафов со стороны ИМНС, хотя начисление пеней и погашение суммы недоимки срока может длиться бесконечно). Высокие налоговые риски могут существенно снизить стоимость предприятия или даже привести к отказу от сделки. Также может быть выявлена возможность налоговой оптимизации. По результатам налогового аудита разрабатываются рекомендации по сделке, позволяющие свести налоговые риски к минимуму;
7. Сделать юридический аудит всех важных документов и прав покупаемого предприятия:
- проверка комплектности и наличия учредительных, разрешительных, правоустанавливающих и других документов предприятия (устав, права на землю, недвижимость, торговые знаки и др.), а также их соответствия требованиям законодательства;
- проверка прав собственников на активы и доли в предприятии, а также на совершение дальнейших сделок с ними;
- оценка рисков, связанных с выявленными нарушениями, их влияния на возможность проведения сделки и её стоимость;
- разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков и приведению в соответствие всей необходимой документации;
8. Провести кадровый аудит, основными направлениями проверки которых являются организационная структура, менеджмент, персонал, система продаж компании, а также кадровая документация предприятия.
9. Заключить контракты с ключевыми работниками на длительный период после анализа результатов их работы;
10. Определить со стороны покупателя лица, ответственного за процесс покупки (слияния);
11. Составить проект договора купли-продажи, который защитит вас как покупателя от многих рисков;
12. Оговорить процесс отхода прежних собственников от управления покупаемым предприятием.
Покупателям, которые подходили к покупке предприятия серьёзно и тщательно, используя предпродажную проверку, удавалось в результате снижать цены на покупку предприятий до 50 % от их первоначальной стоимости, избежать больших неприятностей и не нести дополнительные издержки вследствие выявления нереальной задолженности или фиктивных активов.